vk.com/sociocafe?w=wall-48944668_124289#/?w=wal... :
"Моей дочери Дине исполнилось двенадцать лет, когда я впервые услышала от нее о любви. Может быть, она влюблялась и раньше, но я об этом ничего не знала.
Объектом ее первого предъявленного мне романтического чувства стал учитель латыни в гимназии, где Дина тогда училась. До этого я раз или два видела его на каком-то гимназическом родительском собрании, и он представился мне персонажем весьма привлекательным и достойным ранне-девичьих грез. Его имени моя память не сохранила, но некоторые запомнившиеся детали подтверждают тогдашнее мнение: учитель был хорош собой, увлечен своим предметом, писал стихи (разумеется, на латыни) и водил своих учеников в Эрмитаж, где они все вместе читали латинские надписи на каких-то вазах.
читать дальшеДочери я с чистым сердцем сообщила свое положительное мнение об ее избраннике и с тех пор время от времени выслушивала какие-то подробности о гимназической жизни, высказываниях и поступках молодого учителя. Насколько я понимала ситуацию, со стороны дочери это было молчаливое обожание, ничего особенного от «предмета» не требующее. Достаточно, чтобы он жил, существовал и время от времени — являлся.
Но однажды во время очередного разговора о дочкиной любви мне в голову пришла новая мысль. Стараясь формулировать максимально осторожно, я спросила:
— А что, Дина, такой замечательный, реально исполненный всяческих достоинств молодой человек, как твой учитель, может быть, он еще кому-нибудь, кроме тебя, нравится? В вашем классе или в каком-нибудь другом — еще кто-то вполне может быть в него влюблен. Ты ничего об этом не знаешь?
Дочь взглянула на меня, и в ее взгляде удивление мешалось со снисходительностью.
— Ну разумеется, мама! — сказала она. — Практически все девочки моего класса влюблены в нашего учителя латыни. Это же так естественно, любить его, ведь он — совершенство.
— Гмм... — обескураженно ответила я, всегда полагавшая любовь индивидуальным чувством. — А тебе, твоей собственной любви такое любовное многолюдство ничем не мешает?
— Нет, что ты, напротив, помогает! — с энтузиазмом воскликнула дочь.
— Помогает? — еще больше изумилась я. — Но как именно?
Снисходя к моему искреннему интересу, дочь подробно рассказала мне о том, как происходит это коллективное обожание. Влюбленные девочки-подростки умножают свою наблюдательность и информированность о «предмете» (то, что замечает или узнает одна, тут же становится известно всей группе). Кроме того, у каждой из них всегда есть несколько безусловно понимающих и готовых к разговору собеседников. И они пользуются этим, устраивая что-то вроде любовных бдений на чердаке гимназии — собираются там на большой перемене или после уроков и говорят о НЕМ.
Я подумала, что, в сущности, все это очень логично. Юная, еще незрелая личность. Отсутствие опыта. Первое вполне настоящее, но абсолютно безнадежное в смысле перспектив чувство к достойному человеку. Оно слишком велико и масштабно, чтобы нести его в одиночку. Может и раздавить. А если разделить на одиннадцать единомышленников и единочувственников? Все сложное сразу становится более понятным, оптимистичным и, я бы даже сказала, праздничным.
— Кажется, я понимаю, — сказала я Дине.
Дочь с сомнением покачала головой.
— Послушай! — вдруг сообразила я. — Но ведь у вас в классе 16 девочек.
— Ну да, — дочь пожала плечами. — Еще пятеро влюблены в учителя биологии. И мы их, конечно, презираем.
Поистине это был день открытий!
— Но почему же презираете? За что? Ведь они переживают в сущности то же самое, что и вы все!
Дочь разразилась небольшим раздраженным монологом, из которого я уяснила для себя, что причиной презрения одних девочек к другим является плохой вкус более малочисленной группы: как можно любить учителя биологии, когда на свете существует учитель латыни?! Несомненно, учителя биологии можно любить только от небольшого ума, дурного вкуса и общей неразвитости.
Переубедить дочь я не сумела, она, с ее влюбленностью, усиленной мнением еще десятка единочувственниц, твердо стояла на своем: влюбленные в учителя биологии достойны презрения.
Если бы вы знали, уважаемые читатели, как часто впоследствии я вспоминала эту вроде бы забавную историю.
Особенность архаической, детской, подростковой, незрелой психики: для создания более четкой и цельной картины чего-то нужно развести все по полюсам: добро — зло, верность — предательство, свой — чужой, люблю — презираю. Так безусловно проще осознать и оценить действительность, но при этом теряются полутона. Если где-то происходит битва добра и зла (как в книгах жанра «фэнтези»), то я, конечно же, на стороне добра. Если граница между добром и злом проходит не снаружи, а внутри моей собственной души, то все становится слишком неопределенным. Легче всего познать «своих», назначив кого-нибудь «чужими». Мы любим музыкальную группу «Руки вверх» и ненавидим всех, кто любит группу «Ноги врозь». Идиотизм? Ну разумеется, но ведь дети и подростки почти не действуют в социальном плане (как и большинство членов архаических обществ), поэтому в интересах индивидуального познания мира и создания цельной картинки полутонами можно вроде бы и пренебречь. Современная жизнь, конечно, сложнее архаической, но она же потом наших детей и научит — разберутся как-нибудь.
Разберутся?
Уважаемый читатель, вам доводилось видеть взрослых (взрослых, подчеркиваю!) людей, которые могут:
— любить свою страну, только ненавидя и/или презирая чужую?
— или, наоборот, уважают и любят чужое, одновременно экстатически отвергая свое собственное?
А также людей, которые:
— описывают себя (свою группу), свои вкусы и свое мировоззрение, преимущественно перечисляя, что (и кого) и за что именно они презирают;
— утверждают, что если они сами веруют в бога Х, то все, кто верует в бога У или не верит ни во что, глупы и неразвиты;
— уверены, что все слушатели радиостанции X и поклонники писателя Z (включая их самих) — продвинутые интеллектуалы, а слушатели радиоканала Y, не знакомые с творчеством Z, — тупая масса, зомбированная пропагандой.
А может быть, вы и сами испытывали подобные чувства или ловили себя на подобных высказываниях? Я себя ловлю регулярно. И каждый раз, поймав, вспоминаю одиннадцать влюбленных шестиклассниц.
Мой вопрос к читателям: ведь можно же в принципе, понимая, как оно все устроено, сознательно, личным усилием взрослой свободной воли остановиться на любви (индивидуальной или коллективной) к учителю латыни и не делать следующего шага, т. е. обойтись без презрения к тем, кто влюблен в учителя биологии? Или нельзя?"
14 комментариев14 комментариев
Любовь Камалетдинова
Можно, но зачем? Вот Вам встречный вопрос. Чтобы мир стал чуточку лучше и светлее?
вчера в 17:30
Алинхен Аполлонова
прекрасная статейка, вот он тест на внутренний возраст, гы)))))))
вчера в 17:35
Винс Каринин
В тексте три раза использовано слово "архаичный" и все три раза неверно.
вчера в 18:03
Ливен Мартелл
Подобные автору делают мир только хуже. Весь мир состоит из противостояния одних организованных групп другим. Это заключено в нашей природе. Знаете что будет, если кроликам от одного соседа положить кролика из клетки другого соседа? Его просто задерут за то, что он не похож на них, пахнет по другому и находится на их территории. Ваша дочь хотя бы в детском возрасте старалась защищать своих от чужих. К слову- мне 23 года и я уже могу осознавать что я делаю и понимать смысл своих поступков. И я всегда готов защищать себе подобных от чужаков и приглядывать за ними. В отличии от людей подобных вам, которые будут говорить какие все люди хорошие, пока их сограждан, коллег, единомышленников и прочих людей из их группировок пожирают чужаки. У меня бомбануло(( Плюйтесь дальше своим высокомерием в архаичных людей, но знайте, что только подобные люди всегда будут править миром!
вчера в 18:23
Rainard Fox
Конечно) И можно и нужно. Человек всё-таки не кролик 😉
вчера в 18:31
Ольга Маркина
Ох, разумеется, такие люди, которых описал автор, встречаются. И их очень-очень много.
Я не могу сказать, что это плохо, это их выбор, сделанный самостоятельно или под влиянием.
вчера в 18:57
Дина Жумагалиева
Ой, меня тоже Дина зовут^^
вчера в 19:09
Аля Мирошниченко
статья ни о чем
2
вчера в 19:59
Мария Айдо
Равнодушие и сосредоточенность на собственных ощущениях в таких ситуациях - самое лучшее, на мой взгляд, решение проблемы. Если это проблема вообще~
вчера в 21:14
Иван Вознесенский
Статья интересная. Вернее, интересно это наблюдение, сделанное автором. И конец интересен. А ведь часто так бывает: мы видим какое-то явление, оно нас ошарашивает и мы думаем: "Ну дают люди вообще! Но это не про меня, конечно..." - а потом тут же понимаем: "А ведь именно про меня и есть".
А относительно темы этой статьи хочется сказать, что только человек, неуверенный в своих чувствах, убеждениях или в объекте, на который он их направляет, может ненавидеть то, что находится с другой стороны его мирка. Любовь - это вообще не то понятие, которое предполагает одновременную ненависть к чему-то ещё. Как можно любить одну нацию и при этом ненавидеть другую? Это просто означает, что я люблю СЕБЯ в этой нации. Я принадлежу к этой нации и потому она самая лучшая. Где ж тут любовь-то? Просто глупый недалёкий эгоизм =)
1
вчера в 22:32
Лера Завертяева
Блин, такой интересный кусочек был про Динку, такой слог у автора славный, прямо гимназистки Чарской вспомнились, с их "обожанием"...
А закончилось все жирным бесцветным штампом о всеобщей любви в контексте современной общественно-политической ситуации. Как в душу плюнули. :С
сегодня в 0:22
Ёжка Ёжка
А я поняла. Крутое открытие большого в маленьком.
сегодня в 4:05
Lady Tantis
Это интересно. Но я не считаю это любовью. Это скорее фанатизм, поклонение, маленькая такая секта. Это действительно как фанатки, которые любят своего кумира, просто в данном случае кумир ближе к народу. Это не какой-нибудь там Кипелов или Лазарев, а учитель латыни или учитель биологии.
Показать полностью..
А когда ты любишь Идеал. Не человека, не того, кто может быть рядом, а просто Идеал мужчины, который в данном случае воплощен в учителе латыни, то это уже не любовь к человеку, а любовь к тому, что он представляет собой в восприятии девочек. То есть не видят они там вполне реального человека Петра Васильевича, они видят Образ мужчины. Безликий. Поэтому этим чувством не жалко делиться друг с другом и собирать вокруг себя единомышленников. Это то, что достойно восхищения, но не подразумевает реальной конкуренции.
Это примерно то же самое, что и увлекаться рукоделием, например, или любить какой нибудь жанр кино, или любить читать книги. Это убеждение, а не чувство. Наши чувства - личное, а вот наши убеждения - это наша маленькая бытовая религия, и в соответствии с ней мы ищем и собираем вокруг себя конкретных людей, которые эти убеждения разделяют.
Иногда такие культы, помимо собирания для вокруг себя определенной группы людей, объявляют "войну" какому-то другому культу. В данном случае адепты учителя Латыни объявили войну адептам учителя Биологии. Но знаете, я не вижу в этом ничего такого из-за чего стоит беспокоиться.
Потому что нам всем что-то нравится и что-то НЕ НРАВИТСЯ. Каждый из нас в своей душе может найти что-то, против чего он выступит. Почему борьба девочек, которые любят учителя Латыни, с девочками, которые любят учителя Биологии, кажется глупой, а вот борьба защитников животных с теми, кто их якобы притесняет - это серьезное дело?
О борьбе каких-нибудь религий или экономических, биологических школ я вообще молчу. Мировые масштабы)
И я считаю это нормально. Мы имеем право иметь свои убеждения и имеем право их отстаивать. Это не плохо. Это здорово. Никто не обязан любить всех. Другое дело в том, КАК эта защита осуществляется. Если это простое презрение одной социальной группы другой - то что в этом плохого? На этом "презрении" держится общественный порядок. Например, люди не орут и не носятся голыми в общественных местах, потому что это осуждается большинством людей. Настолько осуждается, что это закреплено на законодательном уровне. А представляете себе что было бы, если бы мы "остановились" на обожании? То есть я вот люблю ходить одетым, а ты как хочешь? Я вот не хочу убивать людей, а ты как хочешь?
Начался бы хаос.
Так вот, отстаивать свои убеждения через осуждение, через какие-то разумные меры пресечения вроде штрафов за нарушение общественного порядка - это нормально. Ненормально устраивать реальные войны. Выдирать волосы девочкам, которые любят учителя биологии, или устраивать геноциды и теракты.
До тех пор, пока твоя борьба за свои убеждения не причиняет вреда другим - она имеет место быть, но когда ты переходишь какую-то черту, начинаешь бороться уничтожая другие убеждения, это неправильно.
То есть осуждать девочек за то что они осуждают девочек, которые не любят учителя биологии... Ну и чем ты лучше?) Ты ж делаешь то же самое сейчас.) Защишаешь свои взгляды о том, что ты считаешь неправильным осуждать одних девочек другими за любовь к другому человеку))
В данном случае не следует давать моральной оценки. Мир вообще не делится на добро и зло. У каждого свое представление об этом. Следует объяснить, что любое убеждение достойно уважения. Оно имеет место быть в этом мире. Ты не обязан любить человека, который живет против твоих убеждений, не обязан дружить с ним или помогать ему, но до тех пор, пока он не лезет со своим уставом в твой монастырь, не стоит агрессивно его притеснять. Он имеет право жить по своим убеждениям точно так же как и ты.
ИЛИ, ВЛЭФ.
сегодня в 5:57
Марьяна Осадчая
Да, так и бывает. Но лучше быть серой массой и проливать свет на действительность изнутри общества, чем отличаться от всех и попусту бросать слова извне.
час назад
показать ещё
Автор ограничил возможность комментирования
О любви, ненависти и стадном чувстве
vk.com/sociocafe?w=wall-48944668_124289#/?w=wal... :
"Моей дочери Дине исполнилось двенадцать лет, когда я впервые услышала от нее о любви. Может быть, она влюблялась и раньше, но я об этом ничего не знала.
Объектом ее первого предъявленного мне романтического чувства стал учитель латыни в гимназии, где Дина тогда училась. До этого я раз или два видела его на каком-то гимназическом родительском собрании, и он представился мне персонажем весьма привлекательным и достойным ранне-девичьих грез. Его имени моя память не сохранила, но некоторые запомнившиеся детали подтверждают тогдашнее мнение: учитель был хорош собой, увлечен своим предметом, писал стихи (разумеется, на латыни) и водил своих учеников в Эрмитаж, где они все вместе читали латинские надписи на каких-то вазах.
читать дальше
14 комментариев
"Моей дочери Дине исполнилось двенадцать лет, когда я впервые услышала от нее о любви. Может быть, она влюблялась и раньше, но я об этом ничего не знала.
Объектом ее первого предъявленного мне романтического чувства стал учитель латыни в гимназии, где Дина тогда училась. До этого я раз или два видела его на каком-то гимназическом родительском собрании, и он представился мне персонажем весьма привлекательным и достойным ранне-девичьих грез. Его имени моя память не сохранила, но некоторые запомнившиеся детали подтверждают тогдашнее мнение: учитель был хорош собой, увлечен своим предметом, писал стихи (разумеется, на латыни) и водил своих учеников в Эрмитаж, где они все вместе читали латинские надписи на каких-то вазах.
читать дальше
14 комментариев